Мелодика речи

МЕЛОДИКА РЕЧИ (от греч. melSdi-кбз — мелодический, песенный) — основной компонент интонации. Акуствч. коррелят М. р.— изменения частоты осн. тона, развертывающиеся во времени. М. р. организует фразу, расчленяя ее на синтагмы и ритмич. группы, одновременно связывая ее части; различает коммуникативные типы высказывания (вопрос, побуждение, повествование, восклицание, имплнкацвя; в век-рых языках эти типы оформлены мелодически, а ве грамматически, напр. общий вопрос в исп. яз., импликацня во франц. яз.); выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служнт для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.
При лннгвистнч. анализе М. р. учитываются мелодич. диапазоны (разница между высшей и низшей точкой изменения частоты осн. тона), интервалы (соотношение между этими точками в музыкальных терминах октав, кварт, квинт н т. д.), пики, степень крутизны повышения и понижения тона, направление движения частоты осн. тона (вверх, вниз, ровное), уровни (ярусы), от трех до шести в разных фонетнч. школах. Существует три осн. способа представления М. р.: контурный, ярусный и комбинированный. Первый характерен для европ. традиции (Г. Сунт, Д. Джоунз, О. Эссен, М. Граммон) и представляет М. р. в виде мелоднч. кривых. Ярусный способ характерен для амер. исследователей (К. Л. Пайк) и фиксирует М. р. как прерывную последовательность мелодич. ярусов, обозначая их цифрами. Ярусам приписывается значение завершенности, незавершенности, выражения эмоций. Комбиниров. способ (Ф. Да-веш, П. Делатр, Е. А. Брызгуиова, И. Г. Торсуева) является совмещеаием контурного и ярусного. Основанием для такого рассмотрения М. р. является то, что мелодич. уровни не существуют вие контуров, а для контуров важна не только форма, но н распределение по уровням. Сочетания контуров и уровней могут рассматриваться как мелодич. модели. Основы изучения М. р. заложены в отечеств, яз-знаиии В. А. Богородицким, А.  М.   Пешковскнм,   Л.   В.  Щербой.