Многосоюзие

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — принцип построения текста, при к-ром последующие повествовательные единицы (или нх части) присоединяются к предыдущим одним и тем же (обычно сочинительным) союзом. В художественно орга-ннзов. тексте М. одновременно является стилистич. приемом с широким диапазоном экспресснвио-смысловых функций. Так. в зависимости от тех нли иных жаи-рово-стнлистнч. н семаитич. условий многократный повтор союза «и» может в одних случаях создавать эффект особой эпичности, торжеств, замедленности речи («И час настал. Свой плащ скрутило время, /И меч блеснул, н стены разошлись. /И я пошел с толпой — туда, за всеми, /В туманную и злую высь» — А. А. Блок), а в других —'? вызывать ощущение эмоционально переполненного, свободного и быстрого в своем течении речевого потока, как бы возбуждаемого все новыми и новыми впечатлениями и переживаниями («Глядишь вокруг.— н на душе легко, /И зреет мысль так вольно, широко, /И сладко песнь в честь родины поется, /И кровь кипит, и сердце гордо бьется, /И с радостью внимаешь звуку слов: /«„Я Русн сын,    здесь    край   моих   отцов'Ч — И. С. Никитин). Варьирование стилистич. функций М. определяется его комбинациями с разными приемами построения текста — его смысловой, синтакснч., рктмич. структурой; напр., в сочетании с повествоват. лекснч. повтором, при упрощенности синтакснч. строения фраз, многократное употребление союза «и» может сообщать речевому произведению особый налет летописного, «библейского» слога («Долго шел через ноля и села. /Шел н спрашивал людей: /„Где она,где свет веселый/ Серых звезд— ее очей?" [...1 И пришел в наш град угрюмый/ В предвечерний тнхнй час. /О Венеции полумал/И о Лондоне зараз. /Стал у церкви темной и высокой/ На гранит блестящих ступеней/ И молнл о наступ-лсньи срока/ Встречи с первой радостью своей» — А. А. Ахматова).