Функциональная грамматика

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА — разновидность грамматики, имеющая объектом изучения функции единиц строя языка и закономерности нх функционирования; грамматика данного тина рассматривает в единой системе средства, относящиеся к разным языковым уровням, но объединенные на основе общности их семантнч. функций; при описании языкового материала используется направление от функций к средствам как основное, определяющее построение грамматики, в сочетании с направлением от средств к функциям. Предмет Ф. г. — грамматич. строй языка в системе его функций, в его функционировании при взаимодействии с элементами окружающей среды. Специфика ф. г. проявляется в ее преимуществ, направленности на раскрытие закономерностей взаимодействия грамматич. единиц, лексики и контекста, системы функционирования языковых средств, служащих для передачи смысла высказывания. Принцип единства грамматики, в частности единства ее системно-структурного (системно-категориального) и функционального аспектов определяет место Ф. г. в общей системе грамматики.Ф. г. представляет собой развитие функционального аспекта грамматики как целого, спец. разработку этого аспекта.
Ф. г. включается в общую функциональную модель языка. Функция языковых средств понимается как свойственная им в языковой системе способность к выполнению определ. назначения и к соответствующему функционированию в речи; вместе с тем функция — результат функционирования, т. е. реализованное назначение, достигнутая в речи цель. На разных этапах анализа единства «средство — функция» осуществляется разнонаправленное движение от функций к средстиам и от средств к функциям. Двусторонний подход к описанию функций языковых средств обусловлен: 1) тем фактом, что определ. функция может быть реализована разными языковыми средствами н, с другой стороны, одно и то же средство может обладать н обычно обладает разными функциями (ср. выдвинутый С. О. Кар-цевским принцип «асимметричного дуализма языкового знака»); 2) необходимостью учета, с одной стороны, многообразия языковых значений, а с другой — многообразия формальных средств; 3) существенностью обоих подходов для моделирования мыслительно-речевой деятельности говорящего и слушающего; и частности, принимается во внимание ак<-туальность для говорящего: а) направления от смысла, формирующегося при опоре на внутрнречевые структуры, к внешним средствам его выражения; б) владения функциональным потенциалом каждого   из   языковых   средств;   учитывается также, что позиции говорящего и слушающего в речи постоянно взаимодействуют, причем для слушающего актуально не только направление от формальных средств к их значениям н вытекающему из контекста н речевой ситуации смыслу, но и активное восприятие деятельности говорящего, невозможное без владения процессами, направленными от смысла к средствам  его выражения.
Функциональные аспекты грамматики получили освещение в трудах К. С. Аксакова, А. А. Потебнн, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, А. М. Пеш-ковскога. Для становления Ф. г. как особого типа грамматич. исследований важное значение имели идеи Бодуэиа де Куртенэ о языковом мышлении, в частности о количественное™ в языковом мышлении, не совпадающей с «матем. количественностью»; его наблюдения во мн. отношениях предвосхищали более поздние исследования понятийных категорий, полей и т. п. Важную роль в становлении Ф. г. сыграли также работы Ф. Брюно «Мысль и язык» (1922; содержит развернутое описание широкого круга понятий и средств их выражения) и О. Есперсена «Философия грамматики» (1924; раскрывает соотношение понятийных  и синтаксич.  категорий).
В сов. яз-энании большое значение для разработки теоретич. оснований ф. г. имели труды Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, В. В. Виноградова. Щерба обосновал различие между «пассивной» и «активной» грамматикой, «исходящей из семантич. стороны, независимо от того или иного конкретного языка», и «ставящей вопрос о том, как выражается та или иная мысль». Хотя Щерба подчеркивал, что ведущим началом для активного изучения языка должен быть смысл, он высказывал предположение о том, что изложение грамматики от смысла к форме нельзя провести до конца. Мещанинов, излагая в работах 40-х гг. теорию понятийных категорий, базирующуюся на его типологич. исследованиях, выдвигал на первый план все то, что в этих категориях связано с «языковой передачей», в к-рой он уделял особое внимание наличию определ. системы. Виноградов включал в грамматич. учение о слове анализ живого употребления словоформ н окружающего их контекста. Функциональную направленность имеет его учение о предикативности и модальности.
В разработке Ф. г. значительна также роль оппозитивного анализа грамматич. категорий (работы Р. О. Якобсона и др. представителей пражской лингвистической школы, см. также Функциональная лингвистика), сохраняют свою значимость нек-рые исследования представителей Копенгагенского лингвистического кружка, концепция первичных и вторичных функций Е. Куриловича, существенная для еннхронич. и диахроннч. исследований, функционально-грамма-тич. концепция Э. Кошмидера, сыграв-тая важную роль в развитии аспектоло-гии, учение Г. Гийома о соотношении системных и функциональных речевых значений, функцнонально-грамматич. исследования Э. Бенвениста.
Существуют разл. направления функ-ционально-грамматич.         исследований.
Франц. школа функциональной лингвистики (А. Мартине и его последователи) ориентируется на грамм-атич. аспекты речи, анализируемые с т. зр. комм уннкатни-ной    функции    языка.    Представители пражской   лингвистич.   школы   (ф. Да-неш, М. Докулил,   П. Сгалл и др.) концентрируют внимание   на   соотношении языковой системы и использования говорящим  языковых средств  в конкретной ситуации речи. Понятие функции   играет ведущую роль в грамматич. исследованиях ряда лингвистов ГДР (В. Шмидта, Г. Хельбига, В. Бёка, В. Гладрова, Р. Леча  и  др.).   Особое  направление  Ф.   г., стремящееся   последовательно   реализовать  функциональную точку зрения на природу языка и его уровней, развивается в Голландии   (С. Дик,   К. де Гроот и др.). В СССР разрабатываются теоре-тич.  проблемы  Ф. г.   (работы   В. Г. Ад-монн,  А. В. Бондарко,  В. Г. Гака,  Н. А. Слюсаревой, Н. Ю. Шведовой, М. А. Ше-лякииа и др.), функционально-синтаксич. концепции    (работы    Г.   А.   Золотовой, Д. Н. Шмелева, Н. А. Слюсаревой), концепции    функциональной    аспектологии (работы Ю. С. Маслова, А. В. Бондарко, Т.  В.  Булыгиной,     М.  Я.  Гловинской, М. А. Шелякина,   А. М. Ломова,   Д. М. Насилова   и   др.),   исследуется   взаимодействие грамматики и лексики, в частности с использованием теории поля (работы М. М.Гухман, Е. В. Гулыги, Е. И. Шендельс,  В. М. Павлова).   Ф. г.  тесно связана с грамматич. типологией (работы С. Д. Кацнельсона,      А. А. Холодовича, В. С. Храковского,    В. П. Недялкова    и др.),  контрастивной  грамматикой (работы В. Н. Ярцевой и др.),   раэл. направлениями исследований по грамматич. семантике (работы Н. Д. Арутюновой, Т. В. Булыгиной, Е. С. Кубряковой, Е. В. Па-дучевой,   О.   Н.  Селиверстовой,   Ю.  С. Степанова,   Н. Ю. Шведовой  и  др.),   по грамматике текста и по грамматич. аспектам   психолингвистики.    Для    развития Ф. г. имеют значение труды с развернутым описанием значений грамматич. единиц («Русская грамматика», 1980, и др.).