Языковая политика

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА —совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве. Особой сложностью отличается Я. п. в многоиац. гос-ве, т. к. в этом случае она должна учитывать такие факторы, как многоязычие, своеобразие нац. состава и межиац. отношений, роль отд. языков и их носителей в обществ, жизни. Идеологич. принципы и практич. мероприятия в области Я. п. взаимозависимы и неразделимы, а поскольку Я. п. является составной частью нац. политики, она в осн. чертах зависит от общих принципов последней. Примером демократич. реализации Я. п. в многонац. гос-ве является ленинская нац. и языковая политика.
Я. п. связана с сознат. воздействием общества на язык, и с этой т. зр. она представляет собой концентрированное выражение методологич. и социальных основ, определяющих идеологич. и практич. отношение той или иной гос.-полит, системы к функционированию, развитию л взаимодействию языков, к их роли в жизни народа или народов. В центре внимания Я. п. находятся наиболее крупные нац.-языковые проблемы широкого социального и идеологич. значения; далеко не все частные изменения и реформы (напр., нек-рые изменения в орфографии, мероприятия, направленные на повышение культуры речи, и т. п.) могут быть правомерно отнесены к сфере се действия.
Я. п. оказывает влияние прежде всего на лекснко-семаитич. систему, особенно на обществ.-полит, лексику, а также иа стилистич.  дифференциацию литературного языка, на диал. членение языка и стирание диал. различий, иа проводимые гос-вом   орфографич. реформы.
В соответствии с идеологич. целями определ. классов в области культуры Я. п. может быть перспективной (в сов. науч. лит-ре такая политика называется языковым строительством; в зап.-европ. и амер. лит-ре употребляется термин «языковое планирование^ и ретроспективной (культура языка или речи). В со-циалистич. обществе первостепенное значение приобретает решение таких задач, как практич, осуществление равноправия наций, народностей и их языков, создание нац. государственности, обслуживаемой нац. языком, развитие нац. культуры на базе родного языка и соответственно обеспечение необходимых условий для этого: создание алфавитов для ранее бесписьм. языков, обучение на родном языке, организация развития науки и культуры на нац. языках, широкое применение родных языков в сферах массовой коммуникации (печать, радиовешание, телевидение, кино), а также в офиц.  переписке и делопроизводстве.
Я. п. в СССР опирается на положение В. И. Ленина о том, что «без условным требованием марксистской теории при разработке какого бы го ни было социального вопроса является постановка его в определенные исторические рамки, а затем, если речь идет об одной стране (например, о национальной программе для данной страны), учет конкретных особенностей, отличающих эту страну от других в пределах одной и той же исторической эпохи> (Поли. собр. соч., т. 25, с. 263— 264). Ленинская нац. политика с первых лет Сов. власти была положена в основу языкового строительства в СССР — многонац. гос-ве, многие из народоа к-рого до Окт. революции 1917 не имели возможности нормально развивать и использовать свои языки, в наибольшей степени — те народы, у к-рых не было собств. письменности.
Равенство граждан СССР перед законом независимо от их национальности и языка утверждено в Конституции СССР и конституциях союзных республик; одним из конституционных прав является право на обучение в школе иа родном языке. Важнейшие достижения Я. п. в СССР — науч. разработка и введение в практику новых, соответствующих фо-нетич. строю языков алфавитов для мн. народов, создание таких алфавитов для ранее бесписьм. народов; быстрое и разностороннее развитие младописьм. лит. языков; высокий уровень обществ, функций языков (см. Языки народов СССР). Процессы дальнейшего развития языков иитеисивио продолжаются; усиливается роль и значение нац. языков союзных и авт. республик, многие из них стали гос. языками: рус. яз. функционирует как язык межиац. общения и как офиц. язык в СССР. Является одним из мировых языков (см. Международные языки).
Проявлением Я. п. в феод, эпоху было навязывание языка завоевателей покоренным ими народам (ср. распространение в ср. века араб, или перс. яз. в иноязычных регионах). Для Я. п., основанной на оурж. идеологии, в разные ист. периоды свойственна практика исключения из сферы внимания гос-ва диалектов и языков нац. меньшинств, что приводит к вымиранию этих языков и диалектов, практика огранич. использования языков малых народов, политика т. наз. языковой лояльности лишь поотношениюкязыку мац. большинства, политика   «вестернизации>   (ориентация
развивающихся стран на языки бывшая колон, держав, преим. расширение сферы их применения), пренебрежит. отношение к языкам и культурам угнетенных народов.
Амер. социолингвисты применительно к США предпочитают говорить ие о языковом плюрализме, а именно о языковой лояльности; подобная Я. п., создавая иллюзию свободы любого подхода к вопросу о роли языка в жизни его носителей, в развитии нац. культуры, в обществ.-полит, жизни народа, на деле освобождает гос-во от экоиомич., социальных, полит., моральных забот о языках зависимых народов и обусловливает недооценку гос-вом языков нац. меньшинств, их роли и значения в жизии их носителей, отказ от содействия их развитию, расширению их социальных функций.