Языковая способность

ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ — одно из ключевых понятий психолингвистики; многоуровневая иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития; понятие, введенное в советской психо-лингвистической школе А. А. Леонтьевым и восходящее к идее Л. В. Щербы о «психофизиологической речевой организации индивида» как «системе потенциальных языковых представлении». Существует две осн. точки зрения на природу Я. с: согласно одной из них, Я. с. заложена биологически к развивается по мере развития ребенка (в основном амер. психолингвистика), и напротив, согласно другой — Я. с, есть социальное по сути образование, формирующееся в процессе развития деятельности общения (позиция сов. психолингвистики, опирающаяся на многочнел. экспериментальные исследования и марксистско-ленинскую методологию).
В Я. с. различаются элементы и уровни. Элементы — это отраженные и обобщенные сознанием элементы системы языка. Отражением семантич. отношений в языке служат прескрипторные правила (т. е. правила, предписывающие говорящему то нли иное употребление и сочетание элементов), к-рыми связаны элементы Я. с. Эти правила имеют скрытый, неосознаваемый психолингвистич. характер. Уровни Я. с.— связанные прескрипторными правилами функциональные подсистемы элементов. Есть основания полагать, что уровни Я. с. соответствуют уровням системы языка: можно выделить фонетич., лексич., грамматич". уровни, в т. ч. сло-вообразоват. подуровень, синтаксич. уровень, При изучении строения и функционирования Я. с. исследуется способ репрезентации системы языка в Я. с, прескрипторные правила выбора элементов, устройство уровней Я. с, что дает возможность полнее представить психолингвистич. механизмы речевой деятельности, функционирование системы языка в речевом общении.