Сепира-Уорфа гипотеза

СЕПИРА — УОРФА ГИПОТЕЗА (гипотеза лингвистической относительности) — концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Разработана в 30-х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и Б. Л. Уорфом в рамках этнолингвистики.  Согласно   С.— У. г.,   логич.
строй мышления определяется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на к-ром мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками иек-рого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем» (Уорф). Широкую известность С— У. г. получила в 50-х гг. благодаря работам X. Хойера, давшего ее критич. анализ, и состоявшейся в 1953 (Чикаго) конференции, где гипотеза обсуждалась лингвистами, этнографами, философами,  психологами.
В сов. яз-знании С.— У. г. подверглась критике с позиций марксистской методологии: сторонники этой гипотезы не учитывают, что язык не представляет собой самодовлеющей силы, творящей мир, а является результатом отражения человеком окружающего мира. Различия в способах его членения возникают в период первичного означивания (см. Номинация) и могут быть обусловлены ассоциативными различиями, несходством языкового материала, сохранившегося от прежних эпох, влиянием др. языков и т. д. Выражаемое с помощью языка содержание не равно сумме значений языковых единиц, т. к. путем сочетания разных языковых средств mcvkho выразить также содержание или понятие, к-рое не соотносится с к.-л. особой единицей языка. Форма и категории мышления одинаковы у всех народов, хотя язык оказывает известное регулирующее влияние на процесс мышления.