Согласные

СОГЛАСНЫЕ — класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства С: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акусгич. точки зрения С. характеризуются как звуки, при образовании к-рых важную роль играют шумовые источники; С. (не только сонанты, но и шумные) могут образовывать вершину слога, но слогообразующая функция для них не характерна и в сочетании с гласным не может реализоваться. Отличия С. от гласных не являются абсолютными, С. могут быть выстроены в ряд по степени выраженности в них консонантных признаков: так, С. [р] занимает в этом ряду первое место, полностью соответствуя этим артикуляционно-акустич. характеристикам, С. [1] или [j] по всем признакам могут быть отнесены как к классу С, так и к классу гласных и отличаются от гласных лишь в условиях контрастирования  в синтагматич.  ряду.
Артикуляционная классификация С. строится иа основе след. признаков:
1)   Активный действующий орган, образующий преграду. По этому признаку С. делятся иа губные (г у б н о-губные и губио-зубиые), переднеязычные (к-рые разделяются на апикальные, когда активным органом является кончик языка; дорсальные— передняя часть спиики языка; какуминальные —подъем всего края передней части языка; ретрофлексные — загибание кончика языка назад). Кроме передней части спинки языка активно артикулирует н ее средняя часть или задняя, тогда образуются среднеязычные, заднеязычные. При образовании увулярных действует маленький язычок — увула или вся иёбная занавеска. Существуют также фарингальные (сжатие глотки) игортаниые, или л а р и н-г а л ь и ы е (смыкание или сближение голосовых связок).
2) Способ образования преграды. В случае если проход воздушной струи по речевому тракту прекращается полиостью, образуются смычные С, к-рые могут быть взрывными (если смычка раскрывается мгновенно) или аффрикатами (если после смычки артикулирующие органы не раскрываются полиостью и между ними сохраняется сужение); преграда может лишь сужать речевой тракт — в этом случае образуются щелевые С; при вибрации активного действующего органа образуются дрожащие   согласные.
3)   Поведение голосовых связок. Если голосовые связки при образовании С. сведены, напряжены и находятся в состоянии колебания, образуются звонкие С, если разведены и не участвуют в артикуляции — глухие.
4) Положение мягкого нёба. При поднятом мягком нёбе, закрывающем проход воздуха в полость иоса, образуются р т о-в ы е С, при опущенном — носовые.
Учитываются и др. свойства артикуляции — напр., пассивный действующий орган, участвующий в образовании преграды; так, язычные до активному действующему органу С. могут быть охарактеризованы как дентальные (зубные),          альвеолярные
(иадзубиые), палатальные, велярные с точки зрения пассивного действующего органа; кол-во сужений, «фокусов» в речевом тракте при образовании С. (по этому признаку С. могут быть однофокусными и двухфокусными), место прохождения воздушной струи при артикуляции С. (срединные и боковые), наличие дополнит, артикуляции (палатализация, веляризация, фарингализация и т. д.); см. табл. оси. типов С, составленную Л. В. Щербой, на основе учета возможных сочетаний артикуляционных признаков.
Характер реализации тех или иных признаков в разных языках может сильно варьироваться (см. Консонантизм).
При акустич. классификации С. учитывают относит, силу шумовых составляющих, разделяя С. на шумные и сонанты (этот акустич. признак используется и в большинстве артикуляционных   классификаций). В формировании акустич. свойств С. важную роль играют 3 вида источников звука: голосовой, импульсный и турбулентный. Голосовой источник (наличие низкочастотных периодич. составляющих) характеризует все сонанты и звонкие шумные; импульсный источник шума, возникает при мгновенном раскрытии смычки, в результате к-рого происходит выравнивание воздушного давления, более высокого за местом смычки, с атмосферным, это выравнивание и порождает короткий «щелчок>, образующий шум взрыва С; источником турбулентного шума являются завихрения воздушной струи, проходящей в месте сужения речевого тракта при артикуляции щелевых С. Все 3 источника могут участвовать в образовании С. каждый в отдельности или в разл. комбинациях (см. Звуки речи).
Существ, акустич. признаками С. являются характер нарастания шума в начале звучания и характер его спада в конце: по переднему фронту различаются взрывные и щелевые, по заднему — глоттализованные и не-глоттализованные.
По собственно частотным характеристикам С. делятся на высокие и низкие — как в зависимости от того, в какой части спектра сосредоточены оси. шумовые составляющие, так и в зависимости от того влияния, к-рое С. оказывает на акустич. характеристики соседнего гласного (преим. на вторую и третью форманты). Так, губные С. обычно понижают FII и Fill соседнего гласного, а переднеязычные повышают.
Существенно также и то, насколько широка полоса шума, характерного для С. (напр.,  для заднеязычного щелевого [х] эта полоса сравнительно узка, несколько шире для переднеязычного однофокус-ного [s] и охватывает области того и другого для двухфокусного [s]).
Важным акустич. признаком является регулярность частотных составляющих в спектре: возможны разл. характеристики — от случайного распределения частотных составляющих в импульсном шуме взрывных до значительной их упорядоченности в спектре нек-рых щелевых; сонанты, как правило, характеризуются четкой формаитиой структурой, сближающей их с гласными, что объясняется общностью источника (голосового), участвующего в образовании тех и других. Сонанты отличаются от гласных гл. обр. меньшей интенсивностью.
Для акустич. описания С. важны и иек-рые временные признаки: так, универсальным признаком, служащим для различения не только глухих и звонких, но и напряженных и ненапряженных, является интервал между моментом появления шума и моментом включения голоса (отрицательный для звонких, небольшой для слабых — ненапряженных — и значительный для напряженных и придыхательных).
Временное образование С. традиционно описывается как последовательность трех фаз — экскурсии, выдержки и рекурсии, где первая и третья фаза — соотв. переход от нейтрального положения артикулирующих органов к положению, необходимому для произнесения данного С,— выдержке—и, наоборот, возврат к нейтральному положению. При исследовании артикуляции С. в непрерывном речевом ^потоке обнаруживается, что экскурсия совпадает по времени с артикуляцией предшествующего звука, а рекурсия — с артикуляцией звука, следующего за С; фаза выдержки также обнаруживает зависимость от свойств окружающих звуков. Это особенно ярко обнаруживается при кинорентгенографич. исследованиях сочетаний С.— в иек-рых случаях эти сочетания представляют собой артикуляторио нечленимое целое: так, сочетание [fs] в рус. слове «овса» может быть описано как последовательность короткой [fj-образиой экскурсии, длит, выдержки, где артикулируются одновременно оба согласных, и короткой [s]-o6-разной рекурсии.
Фонетически С. подчинены гласным: во-первых, коартнкуляциоиные влияния гласного (особенно следующего за согласным) могут существенно модифицировать артикуляционные присиаки согласного и, следовательно, его акустич. свойства. Напр., частотные характеристики С. зависят от формы и объема надгортанных полостей, определяемых качеством гласного, поэтому [s] в слоге [sa] и [s] в слоге [su] и артикулируются, и звучат по-разному. Во-вторых, в качестве признаков, обеспечивающих опознание С, часто выступают не их собств. характеристики, а иек-рые свойства соседнего гласного или целого сочетания согласного с гласным: так, различение взрывных С. по активному действующему органу или различение твердых и мягких С. происходит благодаря свойствам соседних гласных. Опознание сонантов как С. возможно лишь при наличии более интенсивного соседнего гласного.
Для опознания значимых единиц С. более важны, чем гласные; однако в перцептивном отношении эта роль С. обеспечивается в значит, мере фонетич. информацией, содержащейся в гласном.